Принята 25 ноября 1999 года
(Пункт 9 повестки дня)
РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РЕЙСА
Ассамблея,
Ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,
Ссылаясь также на часть 2 раздела A-VIII/2 (Планирование рейса) Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты,
Ссылаясь далее на то, что Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты и Международная конвенция по охране человеческой жизни на море содержат важные требования, касающиеся планирования рейса, включая требования, относящиеся к лицам командного и рядового состава, судовому оборудованию и системам управления безопасностью,
Признавая важное значение хорошего планирования рейса для охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и защиты морской среды и, следовательно, необходимость приведения Руководства по планированию рейса 1978 года, изданного в виде циркуляра SN/Circ.92, в соответствие с требованиями современности,
Принимая к сведению просьбу Ассамблеи, изложенную в ее резолюции А.790(19), о том, чтобы Комитет по безопасности на море рассмотрел вопрос о планировании рейса в связи с обзором Кодекса безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и радиоактивных отходов высокого уровня активности в контейнерах на борту судов (Кодекс ОЯТ), и решение Комитета о том, что рассмотрение вопроса о планировании рейса не должно ограничиваться судами, перевозящими вещества, подпадающие под действие Кодекса ОЯТ, а должно охватывать все суда, совершающие международные рейсы,
Рассмотрев рекомендацию, сделанную Подкомитетом по безопасности мореплавания на его сорок пятой сессии:
1. Принимает Руководство по планированию рейса, изложенное в приложении к настоящей резолюции;
2. Предлагает правительствам довести прилагаемое Руководство до сведения капитанов судов, плавающих под флагом их стран, собственников и операторов судов, судоходных компаний, морских лоцманов, учебных заведений и всех других заинтересованных сторон для информации и принятия необходимых мер;
3. Просит Комитет по безопасности на море
держать упомянутое Руководство в поле зрения и при необходимости вносить
в него поправки.
Приложение
РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РЕЙСА
1 ЦЕЛИ
1.1 Разработка плана рейса или перехода, а также непосредственный и непрерывный контроль за продвижением судна и его местоположением при выполнении такого плана имеют важное значение для обеспечения охраны человеческой жизни на море, безопасного и эффективного плавания и защиты морской среды.
1.2 Необходимость планировать рейс и переход существует для всех судов. Существуют различные факторы, которые могут затруднять безопасное плавание всех судов, а также дополнительные факторы, которые могут затруднять плавание крупнотоннажных судов или судов, перевозящих опасные грузы. Эти факторы необходимо учитывать при составлении плана и при последующем контроле его выполнения.
1.3 Планирование рейса и перехода
включает оценку, т.е. сбор всей информации, относящейся к предполагаемому
рейсу или переходу; подробное планирование всего рейса или перехода от
причала до причала, включая районы, в которых требуется присутствие на
борту лоцмана; выполнение плана и контроль за продвижением судна при выполнении
плана. Анализ этих компонентов планирования рейса/перехода приводится ниже.
2 ОЦЕНКА
2.1 Должна быть изучена вся информация, относящаяся к предполагаемому рейсу или переходу. При планировании рейса и перехода необходимо учитывать следующие вопросы:
.2 любые особые характеристики груза (особенно если груз является опасным) и его размещение, укладка и крепление на судне;
.3 наличие компетентного и хорошо отдохнувшего экипажа с целью осуществления рейса или перехода;
.4 обновленные свидетельства и документы, касающиеся судна, его оборудования, экипажа, пассажиров или груза, которые должны иметься на судне;
.5 точные и откорректированные карты надлежащего масштаба, которые будут использоваться в предстоящем рейсе или переходе, и любые относящиеся к рейсу или переходу постоянные или временные извещения мореплавателям и действующие радионавигационные предупреждения;
.6 точные и откорректированные лоции, описания огней и радиотехнических средств навигационного ограждения; и
.7 важная дополнительная откорректированная информация, включая:
.7.2 атласы приливов и течений, а также таблицы приливов;
.7.3 климатологические, гидрографические и океанографические данные, а также другую соответствующую метеорологическую информацию;
.7.4 доступность служб для выбора маршрута в зависимости от погодных условий (таких, которые указаны в томе D публикации № 9 Всемирной метеорологической организации);
.7.5 установленные пути движения судов и системы судовых сообщений, службы движения судов и меры по защите морской среды;
.7.6 интенсивность движения судов, которая может отмечаться во время всего рейса или перехода;
.7.7 информацию, касающуюся лоцманской проводки, посадки и высадки лоцманов, если предусматривается использование лоцмана, включая обмен информацией между капитаном и лоцманом;
.7.8 доступную информацию по порту, включая информацию, касающуюся доступности береговых средств и оборудования для реагирования в аварийных ситуациях; и
.7.9 любые дополнительные вопросы, относящиеся к типу судна или его грузу, конкретным районам, через которые судно будет проходить, характеру предстоящего рейса или перехода.
3 ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1 На основе, по возможности, самой полной оценки должен быть подготовлен подробный план, который должен охватывать весь рейс или переход от причала до причала, включая районы, в которых будут использоваться услуги лоцмана.
3.2 Подробный план рейса или перехода должен включать следующие факторы:
.2 основные элементы обеспечения охраны человеческой жизни на море, безопасного и эффективного плавания и защиты морской среды во время предстоящего рейса или перехода; такие элементы должны включать, не ограничиваясь этим, следующее:
.2.2 необходимые изменения скорости на маршруте, например при ограничениях, связанных с тем, что переход осуществляется в ночное время, или вследствие приливных течений, или с целью учесть увеличение осадки кормой на ходу или из-за крена при поворотах судна;
.2.3 требуемую минимальную глубину под килем в критических зонах на мелководье;
.2.4 места, где требуется изменение режима работы машин и механизмов;
.2.5 точки изменения курса с учетом циркуляции судна при запланированной скорости и ожидаемого воздействия приливных и других течений;
.2.6 способ и частоту определения местоположения, включая основные и вспомогательные способы, и указание районов, в которых точность определения местоположения является особенно важной и в которых требуется максимальная достоверность;
.2.7 использование установленных путей движения судов и систем судовых сообщений, а также служб движения судов;
.2.8 соображения, касающиеся защиты морской среды; и
.2.9 планы действий в чрезвычайных ситуациях, указывающие альтернативные меры по выходу судна на большую глубину или следованию в порт-убежище или на безопасную якорную стоянку в случае аварии, требующей отступления от плана, с учетом существующих береговых средств и оборудования для реагирования в аварийных ситуациях, характера груза и самой аварии.
3.4 Каждый план рейса или перехода,
а также подробности этого плана должны быть одобрены капитаном до начала
рейса или перехода.
4 ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА
4.1 По завершении подготовки плана рейса или перехода и когда можно будет с достаточной точностью определить время отхода и расчетное время прибытия, рейс или переход должны выполняться в соответствии с планом или любыми внесенными в него изменениями.
4.2 Факторы, которые необходимо принимать во внимание при выполнении плана или принятии решения относительно отклонения от него, включают:
.3 метеорологические условия (особенно в районах, известных частыми периодами плохой видимости), а также использование информации, предоставляемой службами для выбора маршрута в зависимости от погодных условий;
.4 прохождение опасных точек днем по сравнению с ночным временем и как это может влиять на точность определения местоположения; и
.5 условия движения судов, особенно в точках схождения.
5 КОНТРОЛЬ
5.1 План должен постоянно находиться на мостике, с тем чтобы вахтенные помощники капитана могли в любой момент им воспользоваться и уточнить для себя детали плана.
5.2 Продвижение судна в соответствии с планом рейса и перехода должно тщательно и непрерывно контролироваться. Любые изменения, вносимые в план, должны соответствовать настоящему Руководству и должны быть четко отмечены и зарегистрированы.