Резолюция А.890(21)

Принята 25 ноября 1999 года

(Пункт 9 повестки дня)
 
 

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖА


 


Ассамблея,

Ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,

Ссылаясь также на статью 28 а) этой Конвенции, в силу которой Комитет по безопасности на море рассматривает, среди прочего, вопрос укомплектования морских судов экипажами с точки зрения безопасности,

Отмечая, что безопасный состав экипажа зависит от количества квалифицированных и опытных моряков, необходимых для обеспечения безопасности судна, экипажа и пассажиров, сохранности груза и имущества, а также защиты морской среды,

Признавая важность требований, содержащихся в соответствующих документах ИМО, а также в документах, принятых МОТ, МСЭ и ВОЗ, касающихся безопасности на море и защиты морской среды,

Принимая во внимание положения правила V/13 Конвенции СОЛАС в отношении выдачи соответствующего документа о безопасном составе экипажа судна или равноценного документа, в котором указывается минимальный безопасный состав экипажа,

Учитывая, что способность моряков соблюдать эти требования зависит от поддержания их работоспособности с помощью условий, имеющих отношение к подготовке, времени работы и отдыха, технике безопасности, охране здоровья, гигиене труда и обеспечению надлежащим питанием,

Считая, что принятие на международном уровне общих принципов, которые могут служить для администраций в качестве основы для определения безопасного состава экипажа судов, существенно повысит безопасность на море и защиту морской среды,

Рассмотрев рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его семьдесят первой сессии,

1. Принимает Принципы определения безопасного состава экипажа, Руководство по применению принципов определения безопасного состава экипажа и Руководство по содержанию и типовой форме документа о минимальном безопасном составе экипажа, изложенные, соответственно, в приложениях 1, 2 и 3 к настоящей резолюции;

2. Рекомендует, чтобы при установлении уровней минимального безопасного состава экипажа для плавающих под их флагами судов правительства соблюдали Принципы, изложенные в приложении 1, и учитывали Руководство, изложенное в приложение 2;

3. Настоятельно призывает правительства обеспечить, чтобы документы о минимальном безопасном составе экипажа содержали, как минимум, информацию, приведенную в
приложении 3;

4. Настоятельно призывает далее правительства, чтобы при осуществлении, на основании действующих международных конвенций, функций контроля государства порта в отношении посещающих их порты иностранных судов они рассматривали соответствие судна положениям таких документов как доказательство того, что такие суда безопасно укомплектованы экипажем;

5. Предлагает Комитету по безопасности на море держать настоящую резолюцию в поле зрения;

6. Отменяет резолюцию А.481(XII).
 
 







Приложение 1

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖА


 






1 При определении минимального безопасного состава экипажа судна должны соблюдаться следующие принципы:

.1 способность: .1.1 нести безопасную навигационную вахту, машинную вахту и радиовахту в соответствии с правилом VIII/2 Конвенции ПДНВ 1978 года с поправками, а также вести общее наблюдение за судном;

.1.2 безопасно швартовать и отшвартовывать судно;

.1.3 обеспечивать функции, связанные с безопасностью, на судне, которое эксплуатируется в море в режиме без движения или почти без движения;

.1.4 выполнять необходимые действия для предотвращения нанесения ущерба морской среде;

.1.5 поддерживать меры безопасности и чистоту во всех доступных помещениях с целью свести к минимуму опасность возникновения пожара;

.1.6 обеспечивать медицинский уход на судне;

.1.7 обеспечивать безопасность перевозки груза во время перехода; и

.1.8 проверять и поддерживать, в зависимости от случая, конструктивную целостность судна; и

.2 умение:

.2.1 приводить в действие все водонепроницаемые закрытия, содержать их в рабочем состоянии, а также развертывать аварийную партию, состоящую из компетентных членов экипажа;

.2.2 приводить в действие все имеющееся на борту противопожарное и аварийное оборудование, а также спасательные средства, проводить такое техническое обслуживание этого оборудования, которое требуется выполнять в море, и проводить сбор и эвакуацию всех людей, находящихся на борту; и

.2.3 приводить в действие главную двигательную установку и вспомогательные механизмы и содержать их в безопасном состоянии, с тем чтобы судно могло справиться с опасностями, которые могут встретиться в рейсе.
 
 

2 Применяя эти принципы, администрации должны надлежащим образом учитывать действующие документы ИМО, МОТ, МСЭ и ВОЗ, касающиеся: .1 несения вахты;

.2 времени работы или отдыха;

.3 управления безопасностью;

.4 дипломирования моряков;

.5 подготовки моряков;

.6 охраны здоровья и гигиены труда; и

.7 жилых помещений для экипажа.
 
 

3 Следует, когда это применимо, учитывать также следующие функции, выполняемые на судах: .1 непрерывная подготовка, требуемая для всего персонала, в частности по приведению в действие и использованию противопожарного и аварийного оборудования, спасательных средств, а также водонепроницаемых закрытий;
 
 
.2 специальная подготовка, требуемая для конкретных типов судов;

.3 обеспечение надлежащим питанием и питьевой водой;

.4 необходимость принимать на себя обязанности и ответственность в случае
аварии; и

.5 необходимость обеспечить возможность подготовки начинающих моряков, с тем чтобы они смогли приобрести необходимые подготовку и опыт.
 


Приложение 2


 
 
РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИНЦИПОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖА


 






1 ВВЕДЕНИЕ

1.1 Данное руководство следует использовать при применении принципов определения безопасного состава экипажа, изложенных в приложении 1 к настоящей резолюции, с целью обеспечения безопасной эксплуатации судов, к которым применяется статья III Конвенции 1978 года ПДНВ с поправками, и предотвращения загрязнения с этих судов.

1.2 Администрация может сохранить или принять меры, которые отличаются от положений, рекомендуемых настоящим руководством, и которые специально учитывают технический прогресс и особые типы судов и виды перевозок. Однако Администрация должна быть постоянно убеждена в том, что подробные положения, касающиеся укомплектования экипажами, обеспечивают по меньшей мере такой же уровень безопасности, какой устанавливается настоящим руководством.

2 ВРЕМЯ РАБОТЫ ИЛИ ОТДЫХА

2.1 Каждая компания обязана обеспечить, чтобы рабочее время капитана, лиц командного и рядового состава не было настолько продолжительным, чтобы это отрицательно сказалось на выполнении ими своих обязанностей и безопасности судна. Такая же ответственность возложена на капитана по отношению к членам экипажа судна. Уровни укомплектования должны быть такими, чтобы можно было обеспечить хороший отдых с учетом времени и места, которыми располагают на судне для этой цели. Дополнительное руководство относительно годности к выполнению обязанностей содержится в разделе B-VIII/1 Кодекса ПДНВ.

2.2 Журнал регистрации фактического времени, которое отработал конкретный моряк, должен храниться на судне, с тем чтобы можно было проверить соблюдение минимальных периодов отдыха, требуемых согласно действующим относящимся к этому вопросу и применимым международным документам.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ МИНИМАЛЬНОГО БЕЗОПАСНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖА

3.1 Определение уровня минимального безопасного состава экипажа судна имеет целью обеспечить, чтобы судно было укомплектовано таким экипажем, с точки зрения званий/должностей и численности его членов, какой требуется для безопасной эксплуатации судна и защиты морской среды.

3.2 Уровень минимального безопасного состава экипажа судна должен устанавливаться, принимая во внимание все относящиеся к этому вопросу факторы, включая следующие:

.1 размеры и тип судна;

.2 число, мощность и тип главных двигательных установок и вспомогательных механизмов;

.3 конструкция и оборудование судна;

.4 используемый метод технического обслуживания;

.5 груз, подлежащий перевозке;

.6 частота заходов в порты, продолжительность и характер предстоящих рейсов;

.7 район(ы) перевозок, воды и операции, в которых занято судно;

.8 объем, в котором проводится на судне деятельность, связанная с подготовкой; и

.9 применимые требования в отношении продолжительности времени работы и/или отдыха.
 
 

3.3 Уровень минимального безопасного состава экипажа судна должен определяться с учетом выполнения функций на соответствующем уровне(ях) ответственности, как указано в Кодексе ПДНВ, которые включают следующее: .1 судовождение, включая задачи, обязанности и ответственность, требуемые для: .1.1 планирования рейса и безопасного судовождения;

.1.2 несения безопасной ходовой навигационной вахты в соответствии с требованиями Кодекса ПДНВ;

.1.3 маневрирования и управления судном в любых условиях; и

.1.4 безопасной швартовки и отшвартовки судна;
 
 

.2 обработку и размещение грузов, включая задачи, обязанности и ответственность, требуемые для: .2.1 планирования и обеспечения безопасной погрузки, размещения, крепления грузов, а также наблюдения за этими операциями и обращения с грузами во время рейса и выгрузки;
 
 
.3 операции судна и заботу о людях на судне, включая задачи, обязанности и ответственность, требуемые для: .3.1 обеспечения безопасности всех людей на судне и содержания спасательных средств и устройств, противопожарных и других систем безопасности в рабочем состоянии;

.3.2 эксплуатации и технического обслуживания всех водонепроницаемых закрытий;

.3.3 выполнения действий, при необходимости, по сбору и высадке с судна всех находящихся на нем людей;

.3.4 выполнения действий, при необходимости, для обеспечения защиты морской среды;

.3.5 обеспечения медицинского ухода на судне; и

.3.6 выполнения административных задач, необходимых для безопасной эксплуатации судна;
 
 

.4 судовые механические установки, включая задачи, обязанности и ответственность, требуемые для: .4.1 эксплуатации и наблюдения за главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами судна и оценки работы этих установок;

.4.2 несения безопасной машинной вахты в соответствии с требованиями Кодекса ПДНВ;

.4.3 управления топливными и балластными операциями и их проведения; и

.4.4 поддержания судового машинного оборудования, систем и служб в безопасном состоянии;
 
 

.5 электрооборудование, электронную аппаратуру и систему управления, включая задачи, обязанности и ответственность, требуемые для: .5.1 эксплуатации судового электрического и электронного оборудования; и

.5.2 поддержания судовых электрических и электронных систем в безопасном состоянии;
 
 

.6 радиосвязь, включая задачи, обязанности и ответственность, требуемые для: .6.1 передачи и приема информации, используя судовое радиооборудование;

.6.2 несения безопасной радиовахты в соответствии с требованиями Регламента радиосвязи МСЭ и Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками; и

.6.3 обеспечение радиосвязи при авариях;
 
 

.7 техническое обслуживание и ремонт, включая задачи, обязанности и ответственность, требуемые для: .7.1 выполнения технического обслуживания и ремонта судна и его механизмов, оборудования и систем, в зависимости от используемого метода технического обслуживания и ремонта.
 
 
3.4 Помимо факторов и функций, перечисленных в пунктах 3.2 и 3.3, для определения уровня минимального безопасного состава экипажа следует также принимать во внимание: .1 управление функциями, относящимися к безопасности судна в море, когда оно находится не на ходу;

.2 за исключением судов ограниченных размеров, обеспечение квалифицированными помощниками капитана, с тем чтобы капитану не приходилось обеспечивать несение регулярной вахты путем организации несения вахты в три смены;

.3 за исключением судов с ограниченной мощностью двигательной установки или судов с необслуживаемыми машинными помещениями, обеспечение квалифицированными механиками, с тем чтобы старшему механику не приходилось обеспечивать несение регулярной вахты путем организации несения вахты в три смены;

.4 поддержание на судне применимых стандартов охраны здоровья и гигиены труда; и

.5 обеспечение всех людей на судне надлежащим питанием и питьевой водой в требуемом количестве.
 
 

3.5 Определяя уровень минимального безопасного состава экипажа судна следует обращать внимание также на следующее: .1 количество квалифицированного и другого персонала, которое требуется для того, чтобы справиться с ситуациями и условиями максимальной нагрузки, учитывая должным образом количество часов для выполнения обязанностей на судне и периоды отдыха, установленные для моряков; и

.2 способность капитана и экипажа судна координировать действия по безопасной эксплуатации судна и защите морской среды.
 
 

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМПАНИЙ

4.1 Администрация может потребовать от компании, ответственной за эксплуатацию судна, подготовить и представить свое предложение по уровню минимального безопасного состава экипажа судна в соответствии с формой, установленной Администрацией.

4.2 При подготовке предложения по уровню минимального безопасного состава экипажа судна компания должна применять принципы, рекомендации и руководство, содержащиеся в настоящей резолюции, и должна:

.1 оценить задачи, обязанности и ответственность членов экипажа, требуемые для безопасной эксплуатации судна, защиты морской среды и действий в аварийных ситуациях;

.2 оценить численность экипажа и звания/должности его членов, требуемые для безопасной эксплуатации судна, защиты морской среды и действий в аварийных ситуациях;

.3 подготовить и представить Администрации предложение по уровню минимального безопасного состава экипажа, основанное на оценке численности экипажа и званий/должностей его членов, требуемых для безопасной эксплуатации судна и защиты морской среды, и подтвердить свое предложение, разъяснив, каким образом предложенный экипаж судна сможет действовать в аварийных ситуациях, включая, при необходимости, эвакуацию пассажиров;

.4 обеспечить, чтобы уровень минимального безопасного состава экипажа постоянно и во всех отношениях являлся достаточным, включая ситуации, условия и потребности, возникающие в периоды максимальной нагрузки, а также соответствовал принципам, рекомендациям и руководству, содержащимся в настоящей резолюции; и

.5 подготовить и представить Администрации новое предложение по уровню минимального безопасного состава экипажа судна в случае изменений района(ов) перевозок, замены конструкции, механизмов, оборудования или методов эксплуатации и технического обслуживания судна, которые могут влиять на уровень безопасного состава экипажа.
 
 

5 ОДОБРЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЕЙ

5.1 Администрация должна оценить предложение по уровню минимального безопасного состава экипажа судна, которое ей представляет компания, с целью убедиться, что:

.1 предложенный состав экипажа судна с точки зрения численности и званий/должностей персонала может выполнять задачи, обязанности и нести ответственность, требуемые для безопасной эксплуатации судна, защиты морской среды и действий в аварийных ситуациях; и

.2 рабочее время капитана, лиц командного состава и других членов экипажа судна не было настолько продолжительным, чтобы это отрицательно сказалось на выполнении ими своих обязанностей и безопасности судна, и требования в отношении времени работы и отдыха, согласно применимым национальным правилам, могут быть соблюдены.
 
 

5.2 Администрация должна потребовать от компании внести изменения в предложение по уровню минимального безопасного состава экипажа судна, если после оценки первоначального предложения, представленного компанией, Администрация не смогла одобрить предложенный состав экипажа судна.

5.3 Администрация должна одобрять предложение по уровню минимального безопасного состава экипажа судна и выдавать, соответственно, документ о минимальном безопасном составе экипажа только в том случае, если она полностью убеждена в том, что предложенный состав экипажа судна установлен в соответствии с принципами, рекомендациями и руководством, содержащимися в настоящей резолюции, и является достаточным во всех отношениях для безопасной эксплуатации судна и защиты морской среды.

5.4 Администрация может отозвать документ о минимальном безопасном составе экипажа судна, если компания не представила новое предложение по уровню минимального безопасного состава экипажа судна при изменении района(ов) перевозок, замене конструкции, механизмов, оборудования или методов эксплуатации и технического обслуживания судна, которые влияют на уровень минимального безопасного состава экипажа.

5.5 Администрация должна пересмотреть и может отозвать, в зависимости от случая, документ о минимальном безопасном составе экипажа судна, которое постоянно нарушает требования, касающиеся времени отдыха.
 


Приложение 3

РУКОВОДСТВО ПО СОДЕРЖАНИЮ И ТИПОВОЙ ФОРМЕ ДОКУМЕНТА

О МИНИМАЛЬНОМ БЕЗОПАСНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖА


 






1 В выдаваемом Администрацией документе о минимальном безопасном составе экипажа должна содержаться следующая информация, определяющая уровень минимального безопасного состава экипажа:

.1 четкое указание названия судна, порта регистрации, отличительного номера или позывного сигнала, номера судна, присвоенного ИМО, валовой вместимости, мощности главной двигательной установки, типа судна и района перевозок, а также указание о том, является машинное помещение необслуживаемым или нет;

.2 таблица, указывающая численность и звания/должности персонала, который должен находиться на судне, с указанием всех особых условий или других замечаний;

.3 официальное заявление Администрации о том, что в соответствии с принципами и руководством, изложенными в приложениях 1 и 2, указанное в документе судно считается безопасно укомплектованным экипажем, если при выходе судна в море на нем находится персонал, численность и звания/должности которого не ниже тех, которые указаны в документе, с учетом любых указанных в этом документе особых условий;

.4 заявление о каких-либо ограничениях в отношении действительности документа в виде ссылок на особенности конкретного судна и характер перевозок, в которых оно занято; и

.5 дата выдачи и дата истечения срока действия документа, а также подпись от имени Администрации и печать Администрации.
 
 

2 Рекомендуется, чтобы документ о минимальном безопасном составе экипажа был составлен согласно типовой форме, приведенной в добавлении к настоящему приложению. Если используемый язык не является английским, документ должен содержать перевод содержащейся в нем информации на английский язык.
 


Добавление

Типовая форма документа о минимальном безопасном составе экипажа
 



 
 
 
 

ДОКУМЕНТ О МИНИМАЛЬНОМ БЕЗОПАСНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖА


 




(Герб государства) (Государство)
 
 

Выдан на основании положений правила V/13 b)

МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ

1974 ГОДА с поправками


 








По уполномочию Правительства

(название государства)
_____________________________________________________________________________________
 


(Администрация)


 






Сведения о судне*

Название судна

Отличительный номер или позывной сигнал

Номер судна, присвоенный ИМО

Порт регистрации

Валовая вместимость:

по национальной системе обмера

по Международной конвенции по обмеру судов 1969 года

Мощность главной двигательной установки (кВт)

Тип судна
 



 
 

Периодически необслуживаемое машинное помещение да/нет

___________

* Сведения о судне могут быть также расположены по горизонтали.
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Район перевозок*
 
 
 
 
 
 

 


 
 
 

Судно, указанное в настоящем документе, считается безопасно укомплектованным экипажем, если при выходе судна в море на нем находится персонал, численность и звания/должности которого не ниже указанных в таблице(ах) ниже.
 
 
 

 

Звание/должность

Диплом 

(правило Конвенции ПДНВ)

Число лиц

 
 
Особые требования или условия, если имеются:
 
 
 
 
 
 
 
 

 


 
 
 
 
 

Выдан в "…"

(месяц и год)

Дата истечения срока действия (если имеется)

(Печать Администрации)
 
 



(Подпись от имени и по поручению Администрации)


 








___________

* Если указанный район перевозок не является неограниченным районом плавания, документ должен включать точное описание или карту района перевозок.