Резолюция А.881(21)

Принята 25 ноября 1999 года

(Пункт 5 повестки дня)
 
 

САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ФЛАГА


 


Ассамблея,

Ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,

Ссылаясь также на то, что одной из целей Организации является обеспечение последовательного
и эффективного осуществления документов ИМО в глобальном масштабе и соответствия их требованиям,

Ссылаясь далее на то, что в число задач Организации входит оценка текущего уровня осуществления и выявление тех областей, в которых государства флага испытывают трудности при осуществлении в полном объеме документов ИМО, участниками которых они являются, обращая особое внимание на трудности, с которыми сталкиваются правительства,

ссылаясь также на то, что путем принятия резолюций А.777(18) и А.900(21) она вновь подтвердила содержание резолюции А.500(XII) и, таким образом, придала самый высокий приоритет вопросу ускорения осуществления международных документов, относящихся к повышению безопасности на море и предотвращению загрязнения,

Признавая, что правительства должны выполнять обязательства и обязанности, изложенные в международных правилах, процедурах и практике, которые содержатся в принимаемых ими документах ИМО и других документах, имеющих обязательную силу, а также принимать все меры, которые могут оказаться необходимыми для обеспечения их соблюдения,

Признавая также, что стороны международных конвенций, таких как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (Конвенция ЮНКЛОС); Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (Конвенция СОЛАС 1974 года); Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней, с поправками (МАРПОЛ 73/78); Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками (МППСС 1972 года); Международная конвенция о грузовой марке 1966 года (Конвенция ГМ 1966 года) и Международная конвенция по обмеру судов 1969 года (Конвенция по обмеру судов 1969 года), приняли, в рамках процесса ратификации, обязательство согласно применимому международному праву в полном объеме выполнять свои обязанности и обязательства, как предписано конвенциями и документами, участниками которых они являются,

Вновь подтверждая свое стремление к тому, чтобы суда постоянно отвечали стандартам безопасности на море и предотвращения загрязнения, содержащимся в соответствующих международных документах,

Вновь подтверждая также, что государства флага несут основную ответственность за установление надлежащей и эффективной системы, позволяющей осуществлять контроль судов, имеющих право плавать под их флагом, и обеспечивать, чтобы эти суда отвечали соответствующим международным нормам и правилам,

Приняв резолюцию А.847(20) о Руководстве по оказанию помощи государствам флага в осуществлении документов ИМО, резолюцию А.739(18) о Руководстве по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации и резолюцию А.789(19) о Спецификациях функций признанных организаций, действующих от имени Администрации, по освидетельствованию и выдаче свидетельств,

Отмечая, что, в то время как государства могут получить некоторые преимущества, становясь участниками документов, целью которых является повышение безопасности на море и предотвращение загрязнения с судов, эти желаемые преимущества могут быть в полном объеме получены только в случае, когда все участники будут выполнять свои обязательства согласно требованиям соответствующих документов,

Отмечая далее, что в конечном итоге эффективность любого документа достигается, среди прочего, когда все государства:

Сознавая трудности, с которыми могут сталкиваться некоторые правительства при полном осуществлении всех положений различных документов ИМО, участниками которых они являются,

Признавая, что такие трудности необходимо свести к минимуму и по этой причине Организация учредила и поддерживает Объединенную программу технического сотрудничества,

Приветствуя решение Комитета по безопасности на море, принятое на его семидесятой сессии, о разработке четких критериев, на основании которых можно оценивать уровень осуществления документов государствами флага,

Понимая, что процесс разработки, одобрения и принятия таких внутренних и внешних критериев, которые будут использоваться для самооценки способности, возможностей и деятельности государств по выполнению обязательств и обязанностей, которые они принимают на себя, становясь участниками различных документов, еще не завершен,

Желая и далее оказывать правительствам помощь в повышении их возможностей и улучшении их деятельности в качестве государств флага, а также полном осуществлении документов, участниками которых они являются,

Рассмотрев рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его семьдесят первой сессии и Комитетом по защите морской среды на его сорок третьей сессии,

2. Настоятельно призывает правительства, в ходе проводимой ими работы по улучшению охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды, выполнять, с регулярными интервалами по их собственному усмотрению, самооценку их возможностей и деятельности по полному осуществлению различных документов, участниками которых они являются;

3. Настоятельно призывает также правительства использовать Руководство совместно с резолюцией А.847(20) и принимать во внимание соответствующие положения различных документов ИМО, участниками которых они являются, при оценке их деятельности в качестве государства флага в контексте этих документов;

4. Рекомендует правительствам, при обращении с просьбой о предоставлении Организацией или через ее посредничество технической помощи, представлять Генеральному секретарю результаты своих самых последних самооценок, с тем чтобы дать возможность и помочь Генеральному секретарю выявить и определить в качественном и количественном отношении, по консультации с заинтересованным государством, потребности и приоритеты данного государства. Для этой цели представление таких результатов не является необходимым условием для обращения с просьбой о предоставлении технической помощи или для ее получения. В этом отношении содержащиеся в таких представлениях сведения должны рассматриваться как исключительно конфиденциальные по своему характеру и название правительства, направившего это представление, будет опубликовано только с явно выраженного согласия соответствующего правительства;

5. Предлагает правительствам представлять на добровольной основе в Организацию экземпляр своего отчета по самооценке, с тем чтобы сделать возможным создание базы данных, которая поможет Организации в ее усилиях по достижению последовательного и эффективного осуществления документов ИМО;


 
 
 
 
 

Приложение

РУКОВОДСТВО ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВАМ ФЛАГА

ПРИ САМООЦЕНКЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие обязательства государств флага

1 Государства флага несут ответственность за установление и поддержание мер по эффективному применению и обеспечению выполнения документов ИМО, участниками которых они являются. С точки зрения осуществления документов государством флага наиболее важными документами ИМО являются:

.1 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС 1974 года) с поправками;

.2 Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78), с поправками;
 
 

                    .3 Международная конвенция о грузовой марке 1966 года ( Конвенция ГМ 1966 года); .4 Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (Конвенция ПДНВ 1978 года) с поправками;

.5 Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года (МППСС 1972 года) с поправками;

.6 Международная конвенция по обмеру судов 1969 года (Конвенция по обмеру судов 1969 года).
 
 

Необходимо также принимать во внимание Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву (Конвенция ЮНКЛОС).

2 Приняв какой-либо документ, правительство обязано в силу положений этого документа издавать законы, относящиеся к осуществлению его положений через соответствующее национальное законодательство (см., например, статью 1 b) Конвенции СОЛАС 1974 года). Обязательство осуществлять положения соответствующего документа (как указано, например, в статье 1 a) Конвенции СОЛАС 1974 года) означает, что правительство должно располагать действующим законодательным органом, который может принимать законы, применимые к судам, плавающим под его флагом, и обеспечивать их последующее осуществление и выполнение.

Внутренние критерии для оценки деятельности государства флага

3 Внутренними критериями являются такие критерии, которые непосредственно относятся к деятельности государства флага в качестве Администрации и предназначены для того, чтобы дать четкое представление об эффективности, с которой Администрация государства флага выполняет свои обязательства согласно документам. Руководящие принципы в отношении обязанностей государства флага содержатся в резолюции Ассамблеи А.847(20) о Руководстве по оказанию помощи государствам флага в осуществлении документов ИМО. В статье 94 Конвенции ЮНКЛОС также изложены обязанности государств-участников (Статья 1.2 1)). Статья 217 Конвенции ЮНКЛОС также имеет значение для детализации обязательств государств флага по обеспечению выполнения. На основании международных документов на государство флага возложены обязанности, относящиеся, в частности, к установлению правовых требований по осуществлению на национальном уровне документов, участником которых оно является; к обеспечению выполнения этих требований; к предоставлению полномочий организациям, действующим от его имени, и к расследованию аварий. Все это более подробно рассматривается ниже.

Правовые рамки

4 Государство флага должно:

.1 принимать меры по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения в отношении судов, имеющих право плавать под его флагом, в том, что касается: .1 постройки и оборудования судов и управления ими;
.2 принципов и правил в отношении пределов загрузки судов;
.3 предотвращения и сокращения загрязнения морской среды, а также борьбы с ним и сведения к минимуму последствий аварийных разливов загрязнителей;
.4 укомплектования судов экипажами и их подготовки; и
.5 безопасности мореплавания (включая участие в обязательных системах судовых сообщений и системах установления путей движения), ведения радиосвязи и предупреждения столкновений;
 
 
.2 издавать законы, которые позволяют ему эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом, и в частности в том, что касается проверок судов, законов относительно безопасности и предотвращения загрязнения, применимых к таким судам, а также выработки соответствующих правил; и

.3 издавать законы, обеспечивающие правовую основу для создания и ведения реестра судов, плавающих под его флагом.
 
 

Обеспечение выполнения

5 Государство флага должно:

.1 предусмотреть меры по обеспечению выполнения своих национальных законов, включая относящиеся к ним процедуры расследования и наказания;

.2 принимать надлежащие меры в отношении судов, плавающих под его флагом, которые не отвечают применимым требованиям;

.3 обеспечить наличие достаточного количества персонала, имеющего специальные знания в морских и технических вопросах, для выполнения этим государством своих обязанностей в качестве государства флага, включая:

.1 разработку и обеспечение выполнения необходимых национальных законов;

.2 установление и поддержание уровней минимального безопасного состава экипажей судов, плавающих под его флагом, и обеспечение эффективной системы дипломирования моряков;

.3 проверку судов, плавающих под его флагом, с целью убедиться, что они отвечают требованиям международных документов, участником которых является государство флага;

.4 представление докладов об авариях и инцидентах, требуемых соответствующими документами; и

.5 расследование обстоятельств, приведших к задержаниям судов, плавающих под его флагом.
 
 

Ответственность признанных организаций, действующих от имени Администрации

6 В случае, когда государство флага уполномочивает посторонние организации действовать от его имени, т. е. признанные организации, любое предоставление полномочий этим признанным организациям должно быть четко задокументировано и должно, как минимум, соответствовать Руководству по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации (резолюция А.739(18)) и Спецификациям функций признанных организаций, действующих от имени Администрации, по освидетельствованию и выдаче свидетельств (резолюция А.789(19)). Требования правила 6 с) главы I Конвенции СОЛАС 1974 года и аналогичные требования МАРПОЛ 73/78 должны быть включены в каждое предоставление полномочий. Государство флага должно также взять на себя полную ответственность за все свидетельства по безопасности и предотвращению загрязнения, выданные им или от его имени на основании соответствующих документов.

Расследование аварий и инцидентов

7 Государство флага должно проводить быстрые и тщательные расследования аварий и инцидентов и представлять в ИМО соответствующие доклады.

Внешние критерии для оценки деятельности государства флага

8 К внешним критериям относится информация, в частности данные контроля государства порта и данные об авариях, которые могут также приниматься в качестве показателей, характеризующих деятельность государства флага по выполнению своих обязательств. Ниже перечисляются показатели, характеризующие деятельность государства флага по выполнению своих обязательств, однако они не имеют прямого отношения к организации Администрации государства флага. Критерии, перечисленные в 8.1–8.5, при использовании в качестве показателей должны рассматриваться в пропорции к общему количеству судов, плавающих под флагом данного государства, с учетом международных документов, участником которых оно является.

.1 Количество несчастных случаев, аварий и инцидентов, о которых надлежит сообщать в ИМО для целей международной базы данных об авариях.

.2 Количество несчастных случаев, в результате которых люди получили телесные повреждения, повлекшие невозможность выполнения ими своих обязанностей в течение трех или более дней, происшедших на судне, плавающем под флагом соответствующего государства.

.3 Количество людей, погибших на судах под флагом соответствующего государства в результате эксплуатации этих судов.

.4 Количество погибших судов.

.5 Количество инцидентов, связанных с потерей загрязнителей в море, о которых требуется направлять сообщения на основании МАРПОЛ 73/78, включая оценку серьезности инцидентов.

.6 Количество судов, задержанных другими государствами на основании процедур контроля государства порта.

.7 Представление в ИМО информации, требуемой обязательными документами.
 
 

Форма самооценки

9 Форма самооценки, основанная на описанных выше внутренних и внешних критериях, прилагается. Главной целью формы является оказание помощи государствам флага в оценке их деятельности на основании этих критериев. Вопросы, относящиеся к Конвенции ПДНВ, не включены, поскольку этот документ имеет свои собственные процедуры оценки.
 
 





Добавление

ФОРМА САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ФЛАГА

Все вопросы относятся к торговым судам, плавающим под флагом

соответствующего государства


 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название государства/ассоциированного члена

Перечислите Администрации, которые Вы представляете в ИМО (для каждой из них заполняется отдельная форма. Укажите все государства флага, включая те, которые не являются государствами-членами ИМО, но являются участниками документов ИМО).

2. Имя лица, ответственного за заполнение данной формы, с которым устанавливается связь

Название Администрации

Адрес

Номер телефона

Номер факса

Адрес электронной почты (E-mail)

3. Укажите, участником каких следующих международных документов является Ваше государство и какие (факультативные) Приложения к МАРПОЛ 73/78 были ратифицированы.

 
 
 
  Конвенция СОЛАС 1974 года

Протокол 1978 года к Конвенции СОЛАС

Протокол 1988 года к Конвенции СОЛАС

МАРПОЛ 73/78

Приложение III

Приложение IV

Приложение V

Приложение VI

Конвенция ГМ 1966 года

Протокол 1988 года к Конвенции ГМ

Конвенция по обмеру судов 1969 года

МППСС 1972 года

Конвенция ЮНКЛОС

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

4.1 Сколько торговых судов валовой вместимостью 100 и более, подпадающих под действие соответствующих документов, указанных Вами в вопросе 3, плавает в настоящее время под флагом Вашего государства?

4.2 Какова общая валовая вместимость торговых судов, плавающих под флагом Вашего государства?

Торговые суда:
ВНУТРЕННИЕ КРИТЕРИИ
Правовые рамки
5. Имеет ли Ваша Администрация действующие законы, необходимые для осуществления международных документов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения, в отношении: .1 постройки и оборудования судов и управления ими;

.2 предотвращения и сокращения загрязнения морской среды, а также 
борьбы с ним;

.3 безопасной загрузки судов;

.4 укомплектования судов экипажами;

.5 безопасности мореплавания (включая участие в обязательных системах судовых сообщений и системах установления путей движения), ведения радиосвязи и предупреждения столкновений?


 
 
 
 
 

Да/Нет

Да/Нет
 
 

Да/Нет

Да/Нет

Да/Нет

6. Имеет ли Ваша Администрация действующие законы, необходимые для установления достаточно суровых наказаний с целью предупреждения нарушений международных документов, участником которых является Ваше государство?
Да/Нет
7. Имеет ли Ваша Администрация действующие законы, необходимые для проведения проверок судов с целью убедиться, что они отвечают требованиям международных стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения, участником которых является Ваше государство?
Да/Нет

 
 
 
 

 
 
 
 

Правовые рамки (продолжение)

8. Имеет ли Ваша Администрация действующие законы, необходимые для предъявления исков к судам, которые были выявлены как не отвечающие требованиям международных документов, участником которых является Ваше государство?
Да/Нет
9. Имеет ли Ваша Администрация действующие законы, необходимые для проведения требуемых расследований аварий?
Да/Нет
Обеспечение выполнения
10. Имеет ли Ваша Администрация инфраструктуру, включая персонал, обладающий соответствующими техническими знаниями и опытом, для: .1 выявления судов, плавающих под флагом Вашего государства, которые не отвечают международным требованиям в области безопасности на море и предотвращения загрязнения?

.2 принятия мер в отношении судов, плавающих под флагом Вашего государства, которые были выявлены как не отвечающие международным требованиям в области безопасности на море и предотвращения загрязнения?

– Если "да", то в отношении какого количества судов были приняты меры в течение пяти предшествующих лет*?
 
 
 

Да/Нет
 
 
 
 

Да/Нет
 
 
 
 
 
 

....

11. Расследовала ли Ваша Администрация случаи задержания государством порта судов, плавающих под флагом Вашего государства, в течение каждого года из пяти предшествующих лет*? (см. также вопрос 28) – Если "да", то укажите, сколько случаев таких задержаний было расследовано.
Да/Нет
 
 
 
 

....

Признанные организации, действующие от имени Администрации
12. Какие организации признаны Вашей Администрацией для целей предоставления полномочий на основании соответствующих документов, которые Вы указали в вопросе 3?  
13. Когда Ваша Администрация предоставляет полномочия признанным организациям, следует ли она во всех случаях положениям резолюций А.739(18) и А.789(19) в качестве минимальных требований, а также требованиям правила XI/1 Конвенции СОЛАС 1974 года и аналогичным требованиям, содержащимся в МАРПОЛ 73/78?
Да/Нет
14. Предоставила ли Ваша Администрация в ИМО копию официального договора или эквивалентных юридических соглашений с признанными организациями, перечисленными в вопросе 12?
Да/Нет
15. Укажите, какие функции по освидетельствованию и/или выдаче свидетельств Ваша Администрация поручила признанным организациям, упомянутым в 
вопросе 12.
 

 
 
 

___________

* или с даты, в которую Ваше правительство стало участником соответствующего документа, если это произошло позднее.
 
 

 
 

Признанные организации, действующие от имени Администрации (продолжение)

16. Укажите, какие функции по освидетельствованию и/или выдаче свидетельств выполняются Вашей Администрацией в отношении документов, которые Вы перечислили в вопросе 3.  
17. Выполняет ли Ваша Администрация функции по проверке и контролю, указанные в резолюции А.739(18)?
Да/Нет
18. Каким образом выполняет Ваша Администрация функции по проверке и контролю, указанные в резолюции А.739(18)?  
19. Как часто Ваша Администрация проверяет и контролирует работу признанных организаций, действующих от ее имени?
Каждые …. месяца(ев)

20. Каким образом Ваша Администрация принимает на себя особую ответственность в отношении международных свидетельств, выданных от ее имени зависимыми территориями/вторыми регистрами?

 
Расследование аварий и инцидентов
21. Имеет ли Ваша Администрация средства (финансовые и административные), обеспечивающие проведение быстрых и тщательных расследований всех случаев серьезных и очень серьезных аварий и инцидентов, как они определены в 
пунктах 4.2 и 4.3 приложения к резолюции А.849(20)?
Да/Нет
22. В течение каждого года из пяти предшествующих лет* в отношении судов, плавающих под флагом Вашего государства: .1 сколько серьезных и очень серьезных аварий и инцидентов было расследовано?

.2 о каком количестве таких аварий и инцидентов было сообщено в ИМО?

 
23. Может ли Ваша Администрация по запросу представить в ИМО доказательство того, что аварии и инциденты с судами, плавающими под флагом Вашего государства, были расследованы?
Да/Нет
24. Представляла ли Ваша Администрация в ИМО обязательный ежегодный доклад, требуемый статьей 11.1 f) МАРПОЛ 73/78 за каждый год из пяти предшествующих лет*?
Да/Нет
25. Сколько сообщений о предполагаемых нарушениях, согласно статье 4 МАРПОЛ 73/78, было сделано в отношении судов, плавающих под флагом Вашего государства в течение каждого года из пяти предшествующих лет*? .1 Сколько расследований или судебных преследований провела Ваша Администрация в соответствии со статьями 4 и 6 Конвенции МАРПОЛ за пять предшествующих лет*?

.2 В каком количестве случаев Ваша Администрация информировала государство, направившее сообщение, или ИМО о принятых мерах в течение каждого года из пяти предшествующих лет*?

 

 
 
 

___________

* или с даты, в которую Ваше правительство стало участником соответствующего документа, если это произошло позднее.
 
 

ВНЕШНИЕ КРИТЕРИИ

 
26. В течение каждого года из пяти предшествующих лет* сколько судов, плавающих под флагом Вашего государства: .1 были вовлечены в серьезную или очень серьезную аварию?
 
 
.2 погибли или были конструктивно разрушены?

.3 причинили серьезное загрязнение?

.4

какое количество аварий это составляет на 1000 судов?

.5 какова общая вместимость судов, вовлеченных в аварии, в процентах ко всему флоту?


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27. В течение каждого года из пяти предшествующих лет* сколько людей погибло:

.1 при авариях, в которые были вовлечены суда, плавающие под флагом Вашего государства?

.2 вследствие производственных несчастных случаев на судах (т. е. иных чем при авариях судов), плавающих под флагом Вашего государства?

NB – Включаются: падения, посадка или высадка с судна, несчастные случаи на палубе и в машинных помещениях; смертельные случаи в закрытых помещениях; не включаются: несчастные случаи на берегу, убийства, самоубийства и смерть в результате заболевания или естественных причин.

 
28. .1 В течение каждого года из пяти предшествующих лет* сколько судов, плавающих под флагом Вашего государства, было задержано государствами порта в рамках конвенций СОЛАС 1974 года, МАРПОЛ 73/78, ГМ 1966 года или МППСС 1972 года?

.2 Какое количество задержаний это составляет на 1000 судов? (см. также вопрос 11).

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

___________

* или с даты, в которую Ваше правительство стало участником соответствующего документа, если это произошло позднее.
 
 
Серьезное загрязнение есть загрязнение, которое, по оценке затронутого прибрежного государства (государств) или государства флага, в зависимости от случая, оказало значительное вредное воздействие на окружающую среду или могло бы оказать такое воздействие, если бы не были приняты предупредительные меры.