принятая 23 ноября 1995 года
РУКОВОДСТВО ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДЕКСА ПО УПРАВЛЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ) АДМИНИСТРАЦИЯМИ
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 15(j) Конвенции о Международной морской организации,
касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся
безопасности на море, предупреждения и контроля за загрязнением моря с
судов,
ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию А.741(18), которой Ассамблея приняла Международный
кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения
(Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)),
ОТМЕЧАЯ, что МКУБ по положениям главы IX Международной конвенции по
охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 г. будет обязательным для
компаний, эксплуатирующих определенные типы судов с 1 июля 1998 г.,
ПРИЗНАВАЯ, что Администрация, установив факт поддержания стандартов
безопасности, обязана обеспечить выдачу Документа о соответствии, в соответствии
с данным Руководством и хорошей практикой,
ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что у Администраций может возникнуть необходимость
заключения договоров в отношении выдачи документов другими Администрациями
в соответствии с главой IX Конвенции СОЛАС—74 и в соответствии с резолюцией
А.741(18),
ПРИЗНАВАЯ ДАЛЕЕ необходимость единообразного применения МКУБ,
РАССМОТРЕВ рекомендации, выработанные Комитетом по безопасности на
море на его 65 сессии и Комитетом по защите морской среды на его 37 сессии,
1 ПРИНИМАЕТ Руководство по внедрению Международного кодекса по управлению
безопасностью (МКУБ) Администрациями, изложенное в Приложении к настоящей
резолюции;
2 ПРИЗЫВАЕТ правительства, внедряя МКУБ, строго придерживаться Руководства,
особенно, в отношении действительности Документа о соответствии и Свидетельства
об управлении безопасностью, требуемых МКУБ;
3 ТАКЖЕ ПРИЗЫВАЕТ правительства потребовать от заинтересованных компаний,
чтобы они обратились с просьбой о проверке по МКУБ как можно скорее, но
не менее, чем за двенадцать месяцев до придания МКУБ обязательного характера
в отношениях соответствующих судов;
4 ПРОСИТ правительства информировать Организацию о любых трудностях
в использовании приложенного Руководства;
5 ПРОСИТ ТАКЖЕ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите
морской среды, при необходимости, пересматривать Руководство и вносить
в него поправки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РУКОВОДСТВО ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДЕКСА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ) АДМИНИСТРАЦИЯМИ
ВВЕДЕНИЕ
МКУБ
Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и
предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью
— МКУБ) был принят Организацией резолюцией А.741(18) и получил обязательный
характер через главу IX Конвенции СОЛАС — Управление безопасной эксплуатацией
судов. МКУБ представляет международный стандарт управления безопасностью
и эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
МКУБ требует, чтобы Компании установили цели безопасности, как описано
в разделе 1.2 МКУБ, и, более того, чтобы Компании разработали, внедрили
и поддерживали систему управления безопасностью (СУБ), включающую функциональные
требования, перечисленные в разделе 1.4 МКУБ.
Применение МКУБ должно способствовать развитию в судоходстве культуры
безопасности. Факторы успеха в развитии культуры безопасности состоят,
среди прочего, из приверженности к ней, ценностей безопасности и веры в
нее.
Обязательное применение МКУБ
Соответствующая организация управления на берегу и судне требуется
для обеспечения необходимых стандартов безопасности.
Поэтому, требуется системный подход к управлению от лиц, ответственных
за управление судами. Цели обязательного применения МКУБ должны обеспечивать:
.1 соответствие обязательным законам и правилам, относящимся к безопасной эксплуатации судов и защите окружающей среды; иЭффективный контроль за их выполнением Администрациями должен включать проверку того, что система управления безопасностью (СУБ) отвечает требованиям, предписанным МКУБ, также как и проверку соответствия обязательным законам и правилам.
.2 эффективное их внедрение и контроль за их выполнением Администрациями.
1 СФЕРА И ПРИМЕНЕНИЕ
1.1 Определения
1.1.1 «Международный кодекс по управлению безопасностью
(МКУБ)» означает Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией
судов и предотвращением загрязнения, одобренный резолюцией A.741J18) Организации,
с возможными поправками.
1.1.2 «Компания» означает владельца судна или любую другую
организацию или лицо, такое как управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру,
которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца
и которые при этом согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность,
возложенные Кодексом.
1.1.3 «Администрация» означает правительство страны, под
флагом которого судно имеет право плавания.
1.1.4 «Система управления безопасностью» (СУБ) означает
структурированную и оформленную документально систему, позволяющую персоналу
Компании эффективно выполнять политику Компании в области безопасности
и защиты окружающей среды.
1.1.5 «Документ о соответствии» означает документ, выдан-ный
компании, которая отвечает требованиям МКУБ.
1.1.6 «Свидетельство об управлении безопасностью» означает
документ, выданный судну, который указывает на то, что компания и ее управление
на судне работают в соответствии с одобренной системой управления безопасностью
(СУБ).
1.1.7 «Аудиторская проверка управления безопасностью» означает
систематическое и независимое обследование, позволяющее определить, отвечает
ли деятельность СУБ и ее результа — ты запланированным мерам, внедрены
ли эти меры эффективно и являются ли они подходящими для достижения целей.
1.1.8 «Наблюдение» означает зарегистрированный факт, произведенный
в ходе аудиторской проверки управления безо-пасностью и подкрепленный объективным
доказательством.
1.1.9 «Объективное доказательство» означает количественную
или качественную информацию, записи или реги-страцию фактов, имеющих отношение
к безопасности или к наличию и внедрению какого-либо элемента системы управления
безопасностью, основанные на наблюдении, измерении или испытании
и которые могут быть проверены.
1.1.10 «Несоответствие» означает установленную ситуацию, когда объективное
доказательство указывает на невыполнение специфичного требования.
1.1.11 «Существенное несоответствие» означает устанавливаемое
отклонение от требований, влекущее серьезную угрозу персоналу или безопасности
судна или серьезный риск для окружающей среды и требующее немедленного
устранения;
дополнительно, существенное несоответствие включает недостаток эффективного
и систематического внедрения требований МКУБ.
1.2 Сфера и применение
1.2.1 Данное Руководство устанавливает основные принципы:
.1 проверки того, что система управления безопасностью (СУБ) Компании, ответственной за эксплуатацию судов или система управления безопасностью судна отвечают МКУБ; и1.2.2 Данной руководство применяется к Администрациям.
.2 выдачи и периодической проверки Документов о соответствии и Свидетельств об управлении безопасностью.
2 ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ МКУБ
2.1 Общие положения
2.1.1 Для выполнения требований МКУБ Компании должны разработать, внедрить
и поддерживать СУБ, чтобы обеспечить выполнение политики Компании в области
безопасности и защиты окружающей среды. Политика компании должна включать
цели, определенные МКУБ.
2.1.2 Администрации должны проверять выполнение требований МКУБ путем
определения:
.1 соответствия системы управления безопасностью (СУБ) Компании требованиям МКУБ; и2.1.3 Определение соответствия или несоответствия элементов СУБ требованиям МКУБ может потребовать выработки кри-териев оценки. Администрациям рекомендуется ограничиться выработкой критериев в форме предписанных решений системы управления. Критерии оценки в форме предписанных требований могут вылиться в то, что управление безопасностью в судоход-стве сведется к использованию одними компаниями решений, выработанных другими компаниями. Затем, Компании будет трудно выработать решения, наилучшим образом подходящие к этой конкретной Компании, конкретной эксплуатации кон-кретного судна.
.2 того, что СУБ обеспечивает выполнение целей, определенных в разделе 1.2.3 МКУБ.
— обеспечить безопасную практику эксплуатации судов и безопасную для работы окружающую среду;Проверка должна способствовать Компаниям в достижении этих целей.
— поставить заслоны всем выявленным рискам; и
— постоянно улучшать навыки управления безопасностью персонала на берегу и судне, включая готовность действовать в аварийных ситуациях, связанных как с безопасностью, так и с защитой окружающей среды.
— соответствие обязательным законам и правилам;2.3.2 Все документированные записи, способные облегчить проверку соответствия требованиям МКУБ, должны быть доступны для рассмотрения. С этой целью, Администрация должна обеспечить, чтобы Компания предоставила аудиторам все являющиеся обязательными записи и акты классификационных обществ, относящимися к действиям, предпринятым Компанией для поддержания соответствия с обязательными законами и правилами. В этом смысле, документированные записи могут быть рассмотрены на предмет их подлинности и достоверности.
— принятие во внимание применяемых кодексов, руководств и стандартов, рекомендованных Орга-низацией, Администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии.
.1 поддержание состояния судна между освидетельствованиями; иСпецифичные меры могут быть необходимыми для обеспечения соответствия и для представления объективного доказательства, необходимого в случаях проверок, такие, как:
.2 определенные требования эксплуатационного ха-рактера.
.1 документированные процедуры и инструкции; и2.3.4 Проверка соответствия обязательным законам и правилам, являющаяся частью оформления документов по МКУБ, ни дублирует, ни заменяет собой освидетельствовании по другим свидетельствам. Проверка соответствия требованиям МКУБ не освобождает Компанию, капитана или любое другое юридическое или физическое лицо, вовлеченное в управление или эксплуатацию судна, от их ответственности.
.2 документирование проверки, выполненной руководящим персоналом, каждодневной работы в случаях, связанных с обеспечением соответствия.
.1 приняла во внимание рекомендации, упомянутые в пункте 1.2.3.2 МКУБ при организации СУБ; и2.3.6 Внедрение в рамках СУБ кодексов, руководств и стандартов, рекомендованных Организацией, классифика-ционными обществами и другими организациями морской индустрии не делает их обязательными по МКУБ. Аудиторы должны способствовать компаниям в одобрении этих реко-мендаций.
.2 выработала процедуры обеспечения того, что эти рекомендации внедряются на берегу и судне.
3 ВЫДАЧА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДОКУМЕНТА О СООТВЕТСТВИИ И СВИДЕТЕЛЬСТВА
ОБ УПРАВЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
3.1 Выдача и действительность Документа о соответствии
3.1.1 Документ о соответствии выдается Компании после первоначальной
проверки соответствия требованиям МКУБ.
3.1.2 Документ выдается после проверки того, что СУБ Компании отвечает
требованиям МКУБ и объективного доказательства того, что СУБ эффективно
внедрена. Проверка включает объективное доказательство, показывающее, что
СУБ компании уже действует, по меньшей мере, в течение трех месяцев и в
течение, по меньшей мере, трех месяцев на, по крайней мере, одном из судов
каждого типа, эксплуатируемого Компанией. Объективное доказательство включает,
среди прочего, документированные записи о внутренней ежегодной аудиторской
проверке, выполненной Компанией на берегу и судне.
3.1.3 Документ о соответствии действителен для тех типов судов, для
которых была проведена первоначальная проверка.
3.1.4 Действительность Документа о соответствии может охватывать дополнительный
тип судов после проверки способности Компании отвечать требованиям МКУБ
для этого типа судов. В данном контексте — это указанные в главе IX Конвенции
СОЛАС типы судов.
3.1.5 Документ о соответствии действителен в течении пяти лет.
3.1.6 Действительность Документа о соответствии подлежит ежегодной
проверке в течение трех месяцев до или трех месяцев после ежегодной даты,
для подтверждения эффективной деятельности СУБ. Это включает рассмотрение
и проверку правильности документированных записей, требуемых законодательством
и классификационными обществами в отношении, по крайней мере, одного судна
каждого типа, к которому относится Документ о соответствии. Проверке подлежат
меры по устранению недостатков и изменения СУБ, произведенные после предшествующей
проверки.
3.1.7 Проверка для возобновления Документа о соответствии включает
оценку всех элементов СУБ в сравнении с МКУБ и эффективность СУБ в выполнении
целей, указанных в МКУБ.
3.1.8 Только Администрация, выдавшая Документ о соответствии, может
изъять его, если периодическая проверка не была запрошена Компанией или
имеется доказательство существенного несоответствия требованиям МКУБ. Изъятие
Документа о соответствии приводит к рассмотрению соответствия СУБ Документу
о соответствии.
3.2 Выдача и действительность Свидетельства об управлении безопасностью
3.2.1 Свидетельство об управлении безопасностью выдается судну после
первоначальной проверки на соответствие требованиям МКУБ. Это включает
проверку того, что Документ о соответствии, выданный Компании, ответственной
за эксплуатацию судна, относится к конкретному типу судна; и оценке судовой
СУБ, что она внедрена и отвечает требованиям МКУБ. Должно быть предоставлено
объективное доказательство того, что СУБ компании работает эффективно в
течение, по крайней мере, трех месяцев, включая, среди прочего, документированные
результаты внутренней аудиторской проверки Компанией.
3.2.2 Свидетельство об управлении безопасностью действительно в течение
пяти лет.
3.2.3 Действительность Свидетельства об управлении безопасностью подлежит,
по меньшей мере, одной промежуточной проверке, подтверждающей эффективное
функционирование СУБ и то, что возможные изменения, внесенные в нее со
времени предыдущей проверки отвечают требованиям МКУБ. В определенных случаях,
особенно в начальный период работы СУБ, Администрация может посчитать необходимым
увеличить число промежуточных проверок. Дополнительно, характер несоответствий
может также послужить основанием увеличения числа таких проверок.
3.2.4 Освидетельствование для возобновления Свидетельства об управлении
безопасностью включает оценку всех элементов СУБ, относящихся к данному
судну и эффективность СУБ в выполнении целей, установленных с использованием
МКУБ.
3.2.5 Только Администрация, выдавшая Свидетельство об управлении безопасностью
может изъять его, если промежуточная проверка не была запрошена Компанией
или имеется дока-зательство существенного несоответствия требованиям МКУБ.
3.3 Временные Документ о соответствии и Свидетельство об управлении
безопасностью
3.3.1 В случаях смены флага судна или Компании следует выполнить специальные
меры переходного характера в соответствии с данным Руководством.
3.3.2 Временный Документ о соответствии может быть выдан для облегчения
первоначального внедрения МКУБ и внедрения его недавно организованной Компанией
или когда новые типы судов вносятся в существующий Документ о соответствии.
3.3.3 Администрация может выдать Временный Документ о соответствии,
действительный на срок не более двенадцати месяцев, Компании после демонстрации
ею, что она имеет СУБ, отвечающую целям раздела 1.2.3 МКУБ. Администрация
должна потребовать от Компании представить планы по внедрению СУБ, отвечающие
всем требованиям МКУБ в течение срока действия Временного Документа о соответствии.
3.3.4 Временное Свидетельство об управлении безопасностью, действительное
на срок не более шести месяцев, может быть выдано вновь поступившим судам,
или когда Компания принимает на себя ответственность за управление судном,
которое является новым для Компании. В специальных случаях Администрация
может продлить срок действия Временного Свидетельства об управлении безопасностью
еще на шесть месяцев.
3.3.5 До выдачи Временного Свидетельства об управлении безопасностью
Администрация должна проверить, что:
.1 Документ о соответствии, включая Временный Документ о соответствии относится к данному судну;4 ПРОЦЕСС ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО МКУБ
.2 СУБ, предусмотренная Компанией для судна, вклю-чает ключевые элементы МКУБ и СУБ была оценена в ходе аудиторской проверки для выдачи Документа о соответствии или Временного Доку-мента о соответствии (см.3.3.3);
.3 капитан и соответствующий старший командный состав знают СУБ и плановые меры по ее внедрению;
.4 инструкции, определенные как наиболее важные для доведения до сведения до выхода в рейс, были отданы;
.5 планы аудиторской проверки судна Компанией в течение трех месяцев имеются; и
.6 соответствующая информация о СУБ имеется на рабочем языке или языках, понятных судовому персоналу.
.1 первоначальная проверка;Эти проверки выполняются по запросу Компании, обращенному к Администрации или к организации, признанной Администрацией для целей оформления документов по МКУБ.
.2 периодическая или промежуточная проверка;
.3 проверка для возобновления документа.
.1 проверку соответствия СУБ Компании требованиям МКУБ; и4.3 Периодическая проверка Документа о соответствии
.2 проверку того, что СУБ обеспечивает выполнение целей, определенных в разделе 1.2.3 МКУБ.
.1 информирование соответствующих служащих о целях и сфере оформления документов по МКУБ;4.14 Отвественность организации, выполняющей оформление документов по МКУБ
.2 назначение ответственных служащих для сопро-вождения группы аудиторов;
.3 обеспечение ресурсами, необходимыми для лиц, выполняющих оформление документов, требуемых МКУБ, в целях обеспечения эффективного и продуктивного процесса проверки;
.4 обеспечение доступа к информации и к доказательному материалу, запрошенных лицами, выполняющими оформление документов по МКУБ; и
.5 сотрудничество с группой проверки для достижения целей оформления документов по МКУБ.
.1 подготовку плана проверки; и4.15.2 Персонал, участвующий в проверке, ответственен за выполнение требований, регламентирующих проверку, обеспечение конфиденциальности документов, относящихся к оформлению документов и обращение с особо важной инфор-мацией особенно осторожно.
.2 представление доклада о проверке.
ДОПОЛНЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО МКУБ
1 ВВЕДЕНИЕ
1.1 Группа аудиторской проверки и организация, вовлеченная в оформление
документов по МКУБ и которая руководит этой группой, должны отвечать специфичным
требованиям, изложенным в данном Дополнении.
2 СТАНДАРТ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Организации, управляющие проверкой соответствия требованиям МКУБ,
должны иметь у себя в организации компетенцию по следующим вопросам:
.1 законы и правила, которым должны соответствовать Компании, ответственные за эксплуатацию судов, включая дипломирование моряков;2.2 Конвенция СОЛАС—74 требует, чтобы организации, признанные Администрациями для выдачи Документов о соответствии и Свидетельств об управлении безопасностью по поручению Администраций, отвечали положениям резолюции А.739(18).
.2 деятельность в области морских свидетельств по одобрению, освидетельствованию и оформлению судовых свидетельств;
.3 полномочия, которые требуются по МКУБ для обеспечения СУБ;
.4 практический опыт эксплуатации судов.
3 СТАНДАРТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ
3.1 Управление оформлением документов по МКУБ
3.1.1 Управление оформлением документов по МКУБ должно проводиться
лицами, имеющими знания и практический опыт процедур оформления документов
по МКУБ.
3.2 Базисная компетентность для выполнения проверок
3.2.1 Персонал, который должен принимать участие в проверке соответствия
требованиям МКУБ, должен иметь, как минимум, признанное образование, согласно
нижеследующему:
.1 квалификации, полученной в третейском учебном заведении, признанном Администрацией или одобренном признанной организацией, с соответствующими знаниями в области инженерных или физических наук (как минимум, два года обучения); или3.2.2 Они должны пройти подготовку для обеспечения достаточной компетенции и навыков в выполнении проверок на соответствие требованиям МКУБ, особенно, в отношении:
.2 квалификаций, полученных в морском учебном заведении и соответствующего стажа работы на судах в должности дипломированного лица командного состава.
. 1 знания и понимания МКУБ;3.2.3 Такая компетенция демонстрируется посредством пись-менного или устного экзамена или другого приемлемого средства.
.2 обязательных законов и правил;
.3 вопросов, которые по требованиям МКУБ Компании должны принимать во внимание;
.4 техники оценки при рассмотрении вопросов, при опросах, оценках и составлении докладов;
.5 технических или эксплуатационных аспектов упра-вления безопасностью;
.6 базисного знания судоходства и судовых операций; и
.7 участия в, по крайней мере, одной аудиторской про-верке системы управления на морском транспорте.
.1 определять соответствие или несоответствие эле-ментов СУБ требованиям МКУБ;3.3.2 Данная компетенция может быть собрана в группе лиц, обладающих, в сумме, общей требуемой компетенцией.
.2 определять эффективность СУБ Компании или СУБ судна в отношении обеспечения выполнения законов и правил, что подтверждается актами освиде-тельствования по требованиям государственных органов или классификационных обществ;
.3 оценивать эффективность СУБ в обеспечении выполнения законов и правил, которые не охвачены освидетельствованиями государственными органами и классификационными обществами и в облегчении проверки выполнения этих законов и правил; и
.4 оценивать, приняты ли во внимание рекомен-дованные Организацией, Администрациями, клас-сификационными обществами и организациями морской индустрии различные правила безопасных практик.
4 ОРГАНИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
4.1 Организации, выполняющие оформление документов по МКУБ должны внедрить
документированную систему по квалификации и непрерывному приведению на
уровень современности знаний и компетенции персонала, назначенного проводить
проверку соответствия требованиям МКУБ. Эта система должна включать теоретические
курсы подготовки, охватывающие все требования по компетенции и соот-ветствующие
процедуры, связанные с процессом оформления документов, также как и практическую
подготовку под наблюдением опытного аудитора. Система должна обеспечивать
персонал документированным доказательством удовлетворительного завершения
такой подготовки.
5 ПРОЦЕДУРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО МКУБ И ИНСТРУКЦИИ
5.1 Организации, выполняющие оформление документов по МКУБ, должны
внедрить документированную систему для обеспечения того, что процесс оформления
документов выполняется в соответствии с данным стандартом. Эта система
должна, среди прочего, включать процедуры и инструкции по следующим вопросам:
.1 контрактные соглашения с компаниями;
.2 планирование, составление графиков и выполнение проверок;
.3 доклады о результатах проверок;
.4 выдача Документов о соответствии, Свидетельств об управлении безопасностью и временных документов;
.5 действия по устранению выявленных недостатков и действия по результатам проверок, включающие действия, подлежащие принятию в случаях существенного несоответствия.